В ноябре в Москве прошел IХ Всероссийский форум «Лучшие продуктовые решения и тренды коммерческой и жилой недвижимости» из серии FORCITIES. На площадке форума первые лица стройотрасли обсудили, как можно скорректировать стратегии в изменившихся условиях рынка, когда ключевая ставка ЦБ превысила 20%. Одним из основных тем форума стало комплексное развитие территорий.

Впервые форум открыл практикум «Управление себестоимостью на всех этапах создания МКД». Руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик представил слушателям аналитику, которая показала, что в I полугодии 2024 объемы продаж по ДДУ вернулись к пиковым значениям 2021 года. По итогам II полугодия ожидается уменьшение числа таких продаж с последующим восстановлением.

Согласно исследованию Единого ресурса застройщиков, россияне надеются на рост своего дохода в перспективе 3-5 лет: 39% респондентов ожидают небольшого улучшения финансового положения, 28,7% - значительного улучшения, а 23,8% опрошенных не ждут заметных изменений.

Несколько трендов рынка недвижимости перечислила сооснователь БП «Мадо» Мария Илюхина:

  • повышается статус проектировщика, зарплаты людей этой профессии растут;
  • покупатели квартир становятся все более искушенными, они чаще оценивают применяемые на объектах материалы, звукоизоляцию, инженерные системы, благоустройство, интересуются отзывами о различных проектах интересующего девелопера;
  • набирает обороты тренд «Красивое старение»: сегодня важно не только сдать красивое здание, но и продумать, как его облик изменится в будущем;
  • актуальность проектам помогают сохранять натуральные материалы в спокойных оттенках;
  • несмотря на сложности кризиса, качество систем и материалов повышается; комфорт для жильцов улучшают новые решения - механическая вентиляция, вынос стояков из квартир, многоступенчатая регуляция водоснабжения, усиление звукоизоляции.

Мария Илюхина подчеркнула, что сегодня перед девелоперами стоит необходимость продумывать максимально эффективное и одновременно безопасное выполнение требований по коэффициентам бетоноемкости и армирования. Спикер также отметила, что эффективность проектирования обеспечивает непосредственное участие девелопера.

Распределить ресурсы, снизить риск совершения ошибок и ускорить достижение краткосрочных и долгосрочных целей современным застройщикам помогают системный подход к управлению и действиями, автоматизация рутинных задач, постепенное внедрение ИИ.

Руководитель отдела продукта GloraX Мария Кукса в рамках практикума рассказала, как найти баланс между двумя сторонами одного и того же продукта. Она порекомендовала девелоперам тратить деньги и силы на то, что продается, и минимизировать затраты на остальное. Сегодня клиенты готовы платить за озеленение, эстетичные фасады, очистку воды, форматы остекления и т.п. Среди маловостребованных элементов продукта, которые, однако сильно влияют на себестоимость СМР:

  • толщина перекрытия,
  • анкеровка,
  • высота подвала,
  • коэффициент армирования,
  • материал фановой трубы,
  • земляные работы,
  • марки материалов для инженерии и конструктива.

Во второй день форума прошла FORCITIES-конференция, которую составили 8 тематических блоков.

Управляющий директор дирекции ПАО ГК «Самолет» Владимир Ахапкин назвал «тонкими настройками» современных проектов в рамках КРТ ограничение въезда нерезидентов, проработку пешеходной «проницаемости» всей территории, необходимость разделения потоков (туристы и жители, активный и спокойный отдых, взрослые и детские развлечения и пр.).

Генеральный директор KEY CAPITAL Ольга Гусева перечислила драйверы и тренды рынка:

  • рост интереса к здоровому образу жизни,
  • заинтересованность государства в развитии медицины,
  • глобальные вызовы здравоохранения,
  • технологические инновации,
  • рост стареющего населения,
  • повышенные требования к медицине.

Критерии эффективного мастер-плана крупной территории озвучила генеральный директор Urban Tech Полина Неустроева: комплексность, устойчивость, инновационность, взаимодействие, ориентация на будущее.

Здоровье нации как коммерческий проект для девелопера

Ведущий эксперт на рынке Premium Health&Spa Hotels, Detox и Antiage-медицины Дарья Маценко, рассказала о важности наличия в проекте сервисных «фишек». Например, инфраструктуры, дарящей новые впечатления и эмоции. Это могут быть пространства для езды на электро- или горных велосипедах, квадроциклах, для конных и пеших прогулок, яхтинг. Основные тренды роста выручки сегодня прослеживаются в сегментах премиум и люкс.

«Глубоко продуманная Wellness-концепция с уникальным потребительским предложением, сочетающим продвинутую современную медицину, спорт, обширное SPA и правильное питание является мощным драйвером роста среднего чека. Расположение в интересных природных локациях формирует дополнительную точку притяжения для объекта. Высокие показатели операционной эффективности и окупаемость проектов до 7 лет», - отметила Дарья.

Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, назвал факторы роста инвестиционной активности в санаторно-курортной отрасли. Это, прежде всего, рост интереса к инвестициям в российские активы на фоне геополитических ограничений, поддержка инвестиций в коллективные средства размещения со стороны государства и рост внутреннего туризма.

Ключевые эксперты рынка недвижимости также обсудили целевые аудитории, характеристики продукта для них, проблемы благоустройства и то, как балансировать функции в городах, чтобы создавать им устойчивость даже в кризисное время.

«Встреча девелоперов, представителей банковских, государственных структур и других ключевых участников отрасли прошла очень своевременно – на пике кризисных изменений, когда ключевая ставка ЦБ зашкаливает, а спрос на недвижимость упал. Профессионалы рынка проговорили важность подходов КРТ для балансировки функций территорий, с разных сторон подсветили актуальные вызовы. Мы обсудили, как можно пересмотреть стратегии, чтобы продолжать создавать устойчивые и прибыльные проекты», – подытожила организатор форума FORCITIES, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL, основатель Школы Девелопера Эвелина Ишметова.

Партнерами мероприятия выступили DS1 branding, URBAN, БП «Мадо», Punto Group, Rental Club.