Свою точку зрения по вопросу установления публичного сервитута федеральная служба изложила в письме № 11-03107/24 от 8 ноября 2024 года.
Росреестр напомнил, что соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме. Для этого должен быть составлен один документ, который визируется:
- обладателем публичного сервитута;
- собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, либо арендатором, землепользователем, владельцем участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.
Проект соглашения о публичном сервитуте, направляется в адрес правообладателя участка, который вправе отказать в заключении договора либо предложить заключение такого соглашения на иных условиях.
Если по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем участка проекта договора об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено, предусмотренная плата за публичный сервитут вносится обладателем сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения участка. Исключение составляют случаи судебного оспаривания правообладателем участка решения об установлении публичного сервитута.
После внесения платы в депозит нотариуса обладатель сервитута вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соответствующего соглашения. В том числе он может выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, предусмотренными проектом такого соглашения, разъясняет Росреестр.
Правообладатель земельного участка, в свою очередь, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить договор об осуществлении публичного сервитута.
При этом Росреестр обращает внимание на то, что отражает в письме точку зрения, которая не подлежит обязательному применению на практике.