Артем Давидюк в интервью «СтроимПросто» дает экспертную оценку самым интересным инновациям, основным трендам и модернизации технологий в области строительства.
Первый тренд— это технологии информационного моделирования.За последнее время произошла масштабная цифровизация отрасли. Один из ярких примеров — искусственный интеллект (ИИ). Данную технологиюуже широко применяют во многих странах.
Например, в Китае легкие типовые конструкции практически повсеместно проектируются уже полностью без участия человека. ИИ анализирует данные в реальном времени, на их основе оптимизирует работу здания для максимального комфорта его будущих обитателей, а также выстраивает процессы эксплуатации для минимизации потребления энергии.
Помимо этого, активное внедрение IT-технологий, включающих, например, многочисленные электронные согласования, происходит в документообороте различных организаций. Поскольку экспертиза требует обязательную передачу проекта в цифровом виде — в формате ТИМ — то без ИИ-технологий уже не могут осуществлять свою работу и проектные компании.
Конечно, еще не до конца удалось заместить продукты автодеска, иностранные продукты, но в этом направлении ведется масштабная работа, прикладываются огромные усилия, и я уверен, что в ближайшее время с этим на отлично справятся профессионалы отечественной IT-отрасли.
Это еще один яркий тренд с применением роботов в строительных работах. Прежде всего, дроны: они активно используются в области промышленного строительства и просто необходимы там, где имеют место масштабные работы в труднодоступных местах, с большими объемами перемещаемых грунтов, в частности, заливкой бетона.
Также дроны позволяют мониторить строительные работы, проводить визуальную съемку и рассчитывать объемы производства, для того чтобы лучше контролировать следование графику производства работ. К примеру, на сегодняшний день данную технологию используют такие крупные застройщики как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк».
Сюда же я бы отнес и 3D-печать, и аддитивные технологии. Технология 3D-печати позволяет воспроизвести по заданным заранее чертежам детали и оборудование, при этом сделать это довольно оперативно, на строительной площадке.
Часто в процессе строительства может не хватить каких-либо пластиковых деталей, металлических элементов, необходимых для ремонта оборудования. И как правило, в такой ситуации предприниматели используют компактные офисные 3D-принтеры, печатая на них отдельные запчасти, например, малые архитектурные формы. Изготовление малых архитектурных форм и всего, что относится к элементам благоустройства, как то: уличные арт-объекты, обрамления клумб, — сейчас активно развивается.
В настоящее время происходит активное осмысление, исследование тех областей, где применима данная технология. Мы видим, что печать комплексных конструкций дома недостаточно эффективна: произвести возможно только стены, но затем их еще необходимо утеплять, покрывать и т.д. Работы же по созданию фундаментов и крыш по-прежнему выполняются с помощью людского труда. Таким образом, пока еще гораздо быстрее, эффективнее и надежнее выложить стену из кирпича вручную.
Вот почему производители думают о локальной печати элементов конструкции по префаб-технологиям в цехах, с последующей сборкой на строительной площадке.
Могу привести такой пример: Mighty Buildings — самый известный property technology-стартап по созданию малоэтажных домов на 3-D принтере — зародился в России в 2017 году и уже в 2018-м получил первые инвестиции в США — впечатляющие $10 млн. На сегодняшний день проект суммарно привлек уже $150 млн. от международных инвесторов. Детали будущих домов изготавливаются на производстве с последующей сборкой на участках.
Высокоскоростное модульное строительство — так бы я процесс сегодняшнего дня. Вообще, как технология оно применялось в эпоху индустриального домостроения еще в Советском Союзе: тогда были модульные домики, бытовки, сантехкабины, крупнопанельные, крупноблочные дома, которые, по сути, выступили прародителями так называемого модульного строительства.
В наше время за счет новых машин, новых строительных материалов, технология значительно модернизировалась, можно сказать, переродилась.
В первую очередь, произошло сокращение времени строительства, поскольку многие процессы стало возможным реализовывать параллельно. В то время, как основание под здание готовится на месте, модули уже изготавливаются на заводе. Производство модулей в контролируемых заводских условиях позволяет добиться более высоких стандартов качества, что, в свою очередь, повышает качество конструкций в целом.
По этой технологии уже возводятся больницы, школы, детские сады, гостиницы, а также комфортные жилые дома. В Москве есть такой крупный застройщик как «Монарх», построивший завод по производству и монтажу крупноформатных модулей размером 100 кв. м. Фактически, это целая квартира — замечу, весьма немаленькая, — помещенная в один кубик. Сам модуль весит чуть более 70 тонн.
Технология активно развивается, но пока развитию сопутствуют некоторые очевидные сложности, связанные с транспортировкой и капиталоемкостью. Чтобы перевезти модуль по дорогам к месту стройки (а ведь это можно сделать исключительно в строго определенное для подобных перевозок время), необходимы специальные сопроводительные мероприятия и техника: аренда тралов, защита модулей от внешних воздействий и т.д.
Однако, как говорится, нет предела совершенству. То, что сейчас предлагает рынок — многослойные сэндвич-панели на основе металлического каркаса, с двух сторон обшитого твердыми декоративными слоями. Вовнутрь укладывается утеплитель и вставляется каркас из металлических направляющих, что, по сути, является аналогом гипсокартонной перегородки, вывешиваемой на фасаде здания.
Технология интересная, возможно, даже весьма перспективная, но есть и минусы: получаемая конструкция недолговечна и неремонтопригодна из-за того, что внутренний слой из утеплителя подвержен коррозии. Через 20-30 лет он просто разлагается, осыпается и усыхает, появляются просадки. А для того, чтобы отремонтировать любой слой, необходимо разбирать практически все фасады заново.
Поэтому выход из этой ситуации один: однослойная конструкция, которая должна быть более надежной за счет того, что это монолитный материал, более долговечный, не нуждающийся в ремонте и надежный по всем характеристикам. Одно из предложений ГК «КТБ» — это как раз организация производства таких модулей на основе нашего ультралегкого бетона на пеностекольных гранулах по технологии «КТБ модуль».
Строительство, на мой взгляд, — консервативная отрасль, и внедрение нового материала подчас требует определенных усилий. Технология должна пройти множество этапов испытаний, проверок, экспертиз и одобрений перед внедрением. Отмечу, что сегмент ИЖС (индивидуального жилого строительства) оперативнее реагирует на инновации, и поэтому в этой области технология уже активно используется. Впрочем, внедрение технологии в строительство многоэтажных домов также имеет место быть.
Реализация материала в модульной технологии «КТБ module» позволяет сократить расходы на строительство за счет снижения затрат на производство работ и строительные материалы до 50%, а также за счет заводской готовности здания до 95%.
Сверхлегкий энергоэффективный бетон на стекловидных заполнителях — пеностеклогранулятах (ПСГ) в 4 раза легче традиционного бетона. Он обладает низкой плотностью (до 600 кг/м3), высокой прочностью (до 7,5 МПа) и низким коэффициентом теплопроводности (до 0,14 Вт/м°С), что позволяет выполнять ограждающие конструкции зданий в однослойном варианте с соблюдением всех действующих нормативно-технических документов. Основой для получения сверхлегкого бетона является пеностеклогранулят. Данный закрытопористый материал получается из минерального сырья — трепеля, опоки, диатомита и других видов опоко-трепеловидных пород, что что обуславливает его экологичность и долговечность.
Сверхлегкий бетон должен стать материалом будущего. Благодаря своим свойствам он способен заменить многослойные фасады современных зданий.
Еще один инновационный строительный материал — энергоэффективная пеностеклокерамика. Технология позволяет полностью отказаться от синтетических утеплителей, таких как минеральная вата и полистирол. На сегодняшний день она применяется в качестве засыпки и добавок для отделочных кровельных материалов и стяжек, но в изготовлении самих конструкций пока используется локально. Сегодня эта технология стала гораздо бюджетнее, и, плюс ко всему, она обладает экологической привлекательностью.
Также в наш список можно отнести энергоэффективность. Это, конечно, не новая тенденция, но она будет продолжать доминировать в ближайшем будущем. На здания приходится примерно 40% мирового потребления энергии, а значит, будучи их оболочкой, фасады будут по-прежнему играть решающую роль в энергосбережении.
Фасадные конструкции с применением прочного стекла, алюминия, усиленного стального каркаса более долговечны, экологичны и сейсмоустойчивы. К тому же, они способствуют энергоэффективности — опять же, не новый тренд, но и он останется в приоритете надолго. На здания приходится примерно 40% мирового потребления энергии, и фасады как их оболочка – будут по-прежнему играть решающую роль в энергосбережении.
В первую очередь, поддержка новых технологий и инноваций со стороны государства. Благодаря этому все рабочие процессы значительно ускоряются, и строительная отрасль развивается значительно активнее.
Второе — это естественное желание человека упростить все сложные технологические процессы. Конечно, сейчас все мы находимся в поиске решений, которые в будущем снизят вовлеченность человека в процессы строительства до минимального уровня, и рано или поздно все перечисленные мной выше технологии будут объединены в единую автоматизированную систему.
Так что, по моему мнению, за всеми этими процессами — будущее строительной отрасли.