Традиционно, с приходом осени вступает в силу значительный массив нормативных правовых актов. Обзор наиболее важных для строительного рынка законодательных новелл текущего сезона собрала для СтроимПросто Татьяна Яковлева.

Внесены изменения в Закон об участии в долевом строительстве, их содержание сводится к пересмотру подходов определения мер ответственности застройщиков по договорам участия в долевом строительстве: определены исчерпывающие виды ответственности, установлены ее пределы.

Ранее положения Закона об участии в долевом строительстве в части ответственности за нарушение срока устранения недостатков носили отсылочный характер, размер неустойки (пени) определялся в соответствии с Законом о защите прав потребителей и подлежал уплате в размере 1% от цены договора или же от стоимости расходов на устранение недостатков (дефектов) за каждый день просрочки в зависимости от их влияния на пригодность жилых помещений для проживания.

Согласно новой редакции положений размер неустойки (пени) будет определяться по размеру ставки рефинансирования Банка России:

  • для лиц, принимающих участие в долевом строительстве в предпринимательских целях, – 1/300 ставки, действующей в период нарушения, от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков (дефектов), или от суммы, подлежащей возмещению участнику долевого строительства;
  • для потребителей – 1/150 ставки от стоимости расходов, но, в любом случае, не может превышать размер таких расходов.

Если недостатки (дефекты) являются основанием для признания объекта долевого строительства непригодным, стоимость рассчитывается также с применением ставок, но уже от цены договора.

При отказе застройщика в добровольном порядке удовлетворить требования участника долевого строительства, являющегося потребителем, ранее применялись общие правила Закона о защите прав потребителей – размер штрафа составлял 50% от присужденной судом суммы, в результате изменений размер штрафа сокращен в 10 раз до 5%.

Помимо прочего, скорректированы требования к минимальному гарантийному сроку. Ранее застройщики не могли предусматривать в договорах с участниками долевого строительства гарантийный срок для объекта долевого строительства менее чем 5 лет, в результате изменений срок должен составлять не менее 3 лет.

Новые положения вступили в силу практически сразу, какой-либо переходный период не предусмотрен. Кроме того, они будут применяться к отношениям, возникающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве, заключенным до дня вступления в силу новых положений. Немаловажным является также и то, что изменения внесены в период освобождения застройщиков от санкций.

Нововведения, в том числе обусловлены необходимостью исключения «двойной ответственности» застройщиков, в связи с участившимися случаями злоупотребления правами потребителей. Представляется, что следствием пересмотра мер ответственности станет корректировка не только финансовой нагрузки застройщиков, но и загруженности их судебных департаментов, поскольку в условиях незначительных упущений со стороны застройщика целесообразность обращения со стороны долевых участников в суд нивелируется.

О том, как участники рынка прокомментировали эти меры, мы писали здесь.

Источник: Федеральный закон от 08.08.2024 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Упоминание о возможности предоставления лесного участка для осуществления изыскательской деятельности в аренду без торгов содержалось в Законе о введении в действие Лесного кодекса РФ.

Между тем в перечне допустимых видов использования лесов, указанных в Лесном кодексе РФ, ранее отсутствовал такой вид как использование лесов для рассматриваемых целей.

Кроме того, положения Лесного кодекса РФ не учитывали потребности в проведении рубки лесных насаждений, без которой проведение изысканий являлось затруднительным. В качестве примеров, когда в рамках изыскательских работ может потребоваться рубка, в законопроекте приведены следующие: строительство временных дорог, производственных площадок, устройства просек для проведения геодезических работ.

Рассредоточенность положений порождала на практике множество вопросов, связанных с предоставлением лесных участков и определением допустимых пределов использования таких участков, а также привлечения природопользователей к ответственности за рубку лесных насаждений в отсутствие разрешений.

В результате изменений Лесной кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими возможность использования лесов в целях изыскательской деятельности с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Кроме того, прямо указано, что при рассматриваемом использовании лесов допускается возведение некапитальных строений, сооружений.

С одной стороны, изменения направлены на консолидацию положений о видах использования лесов в кодифицированном акте, что очевидно является плюсом, но вместе с тем, с другой стороны, прямо расширены случаи, при которых допускается рубка лесных насаждений.

Источник: Федеральный закон от 25.12.2023 N 676-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8.2 и 10.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

В Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие возможность установления Правительством РФ случаев, при которых для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменения направлены на переход на одностадийное проектирование путем объединения рабочей и проектной документации для исключения необходимости разработки рабочей документации в отношении распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, не относящихся к категории технически сложных, уникальных и особо опасных.

В действующем законодательстве уже утвержден ряд перечней, предусматривающих изъятия из общих правил, к примеру, перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство, подготовка документации по планировке территории и прочие.

Предлагаемые изменения соответствуют намерениям властей сократить количество документов, необходимых для реализации проектов по строительству, реконструкции объектов, снизить административные барьеры, а также оптимизировать сроки реализации проектов.

Источник: Федеральный закон от 08.08.2024 N 280-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 05.08.2024 № 1047 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Внесены изменения в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений – один из относительно стабильных актов: с 2009 года изменения вносились всего дважды. В текущих изменениях достаточно много тех, что направлены на приведение терминологии технического регламента в соответствие другим отраслевым актам, большинство из них носят технический характер, к примеру, в такой логике уточнена дефиниция к термину «объект технического регулирования».

Скорректирован и упорядочен перечень документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Определен порядок применения указанных документов. Изменения направлены на внедрение системности в техническом регулировании, устранение противоречий и исключение архаичных правил.

По задумке авторов, изменения должны поспособствовать старту оперативного внедрения в практику строительства новых материалов и технологий.

Источник: Федеральный закон от 25.12.2023 № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»