Статистика форума «Движение» показывает стабильный рост количества участников. Но и сама строительная отрасль прирастает новыми компаниями - на 13-15% в год. В связи с этим вопрос - есть ли предел «емкости» у форума?

В этом году, по нашим оценкам, мы достигли этого предела емкости, но это не значит, что состав участников форума сложился и не будет меняться. Прежде всего, необходимо понимать, что у форума существует ограниченное количество мест на мероприятии, и по итогам форума 2024 года мы можем сказать, что практически все эти места мы реализовали.

Исключение составляют пара сотен мест в риэлторском кластере, который мы приняли решение в последующем не развивать. Что касается продаж в кластере жилого девелопмента - мы не будем стремиться увеличивать количество участников, поскольку это может уже деструктивно повлиять на форум. Скажу даже больше, мы верстаем планы продаж следующего 2025 года, закладывая немного меньший объем продаж, нежели реализовали в этом году. 

Второй момент, который нужно понимать, устраивая мероприятие такого уровня: далеко не все наши участники – это только те, кто физически присутствовал на форуме.

У любых событий есть определенная цикличность посещения. Вы ведь не ходите на все фильмы в кинотеатры, вы не ходите на все концерты, даже если выступают любимые исполнители. У деловых мероприятий эта цикличность, как правило, «через один». И поэтому очень большая аудитория форума прошедшего - это не те, кто приехали, а те, кто пропускали и наблюдали за всем происходящим в соцсетях. Они с большой вероятностью захотят приехать в 2025-м. 

Что касается других сегментов рынка, помимо жилья. Достигнут ли нами предел в целом, включая кластер коммерческой недвижимости, кластер ИЖС, кластер промышленной, складской недвижимости? Конечно, нет. Сейчас они у нас не представлены даже на 10% от потенциала этих сегментов. Поэтому нам, безусловно, есть куда развиваться.

Но пока мы только думаем над тем, как наиболее эффективно интегрировать их в «Движение», потому что отличительная особенность нашего мероприятия – это экспертная среда, которая создается за счет качества участников. И мы пока не смогли создать систему отбора для этих кластеров - прежде всего, из-за того, что эти отрасли еще слабо сформированы, если сравнивать их с девелоперами МКД. Рынок там только формируется, появляются свои лидеры, но пока достаточно сложно выбирать и приглашать. 

Какие отзывы и обратную связь вы получили от участников форума в этом году? Есть мнение, что цены на билеты неоправданно завышены… 

Мы получили множество отзывов о нашем мероприятии, и, в целом, большая часть из них была положительной, что, безусловно, радует. Однако, как и в любом проекте, были и негативные комментарии, которые, в основном, касались организационных моментов. Например, многие гости выразили недовольство по поводу работы системы кондиционирования на некоторых площадках. Она не была рассчитана на такое количество людей, которые находились там практически круглосуточно.

Если же оценивать деловую программу, могу с уверенностью сказать, что она была самой сильной за всю историю форума. Объективно оценить программу гостям было бы сложно, для этого необходимо одновременно присутствовать на десятках площадок, это невозможно. При таком количестве параллельных сессий сложно найти спикера, выступление которого окажется не просто интересным, но и релевантным твоему запросу. И мы в том числе работаем над тем, как упростить выбор и оптимизировать форум структурно и логистически.  

Много отзывов, в которых участники сравнивают форум «Движение» с MIPIM (Международная выставка профессионалов рынка недвижимости, проходит во Франции, пользовалась большой популярностью у российских девелоперов до 2009 года – прим. ред.), и при этом говорят, что наш форум по масштабу и уровню сравним с самыми известными мировыми мероприятиями - это действительно приятно и дает нам мотивацию расти и развиваться дальше. 

Что касается стоимости билетов и общего бюджета форума - действительно, этот вопрос мне часто задают. Могу сказать, что при подготовке форума приоритетным для нас остается качество мероприятия, а не вопрос, как  уложиться в какой-либо бюджет.

Мы не ориентируемся на расходную часть мероприятия, мы просто делаем все от нас зависящее, и поэтому бюджет форума по итогу превышает запланированный, как правило, на 20% и более.

На самом деле мы тратим на форум просто невероятное количество средств, и некоторые расходы просто невозможно запланировать заранее.

Поэтому я своей команде всегда говорю: «не рассказывайте мне, какой в итоге получился бюджет форума, чтобы я не расстраивался». Могу сказать, что наш бюджет один из самых больших вообще в ивент-индустрии мировых деловых мероприятий. Все, что происходит в Красной поляне на форуме «Движении», это все очень дорого, просто зашкаливающе дорого. 

Когда начнется подготовка следующего форума, будут ли в 2025 году какие-то принципиальные изменения в программе и концепции? 

Подготовка начинается практически на следующий день после окончания форума предыдущего. Главная инновация – сессия для собственников и генеральных директоров девелоперских компаний. Это будет закрытая сессия, только собственники и генеральные директора смогут получить билеты. 

В этом году Минстрой взял «Движение» под свое крыло. Как вам удалось привлечь федерального регулятора к взаимодействию? 

Да, действительно, в 2024 году форум посетил замминистра строительства и ЖКХ Никита Евгеньевич Стасишин, и мы благодарны ему за внимание и взаимодействие. Я не вижу ничего особенного в этом, ведь наше отраслевое министерство открыто к диалогу и сотрудничеству как никакое другое. Посмотрите, какое у нас в отрасли построено государственно-частное партнерство, постоянный диалог Минстроя с девелоперскими компаниями, с банковской средой. Наверное, нет более коммуникабельного министерства.

Представители Минстроя не присутствовали ранее на нашем форуме, потому что объективно он «не дотягивал». Сейчас присутствие и взаимодействие с органами власти подчеркивает тот качественный уровень, которого мы достигли: с нами выстраивают полноценные партнерские взаимоотношения, нас ценят, слышат, нам уделяют внимание. А мы, в свою очередь, в силу своих возможностей способствуем тому, чтобы выполнялись указы президента и задачи нашего министерства. У нас очень экологичные взаимоотношения, и мы чувствуем свою значимость в отрасли. 

Никита Евгеньевич Стасишин призвал форум переехать в Геленджик. Вы прислушаетесь к этому совету? Есть план, как будете преодолевать трудности такого переезда? 

Да, мы рассматриваем такой вариант. Действительно, нам не хотелось бы отказываться от этого предложения, потому что взаимодействие с минстроем - большая поддержка для нас. И если у государства стоит задача развивать Геленджик как новую столицу мероприятий делового туризма, то мы считаем, что должны способствовать решению этой задачи.

С точки зрения того, как это будет организовано,  это детали, которые всегда можно решить. Там построена одна из лучших площадок в стране – Геленджик-арена, и было бы интересно провести там наш форум. Закрытый аэропорт? Не думаю, что это может стать серьезным препятствием. Если люди приезжают на Красную Поляну, проехав 70 километров от аэропорта Сочи, то и проехать 250 километров до Геленджика тоже несложно. Мы организуем эту логистику, в случае принятия положительного решения относительно проведения форума в Геленджике.

Фото/ «Движение»