Ситуация на рынке жилой недвижимости, сложившаяся к концу года, ставит серьезные вызовы перед всеми участниками строительной отрасли. В условиях снижения спроса и роста конкуренции девелоперские компании будут искать новые способы привлечь внимание покупателей. О том, чем сегодня можно заинтересовать потребителя и какие форматы объектов предложить рынку, порталу СтроимПросто рассказывают эксперты отрасли.
2024 год стал непростым для всего строительного сообщества – сразу несколько значимых факторов осложнили реализацию девелоперских проектов. Но если окончание госпрограммы льготной ипотеки, в период которой рынок показывал взрывной рост продаж жилья, было вполне ожидаемо для специалистов, то беспрецедентный рост ключевой ставки, который сделал коммерческую ипотеку практически нерабочим инструментом, заставил застройщиков оперативно корректировать свои стратегии. Не самым приятным сюрпризом стало и ужесточение политики регулятора относительно малометражных лотов и апартаментов.
И конечно же, нововведение не заставит покупателей кардинально изменить свои предпочтения. «Для тех, кто выбирает смарт-квартиры на рынке недвижимости доступны варианты в проектах, запущенных до принятия ограничений. И даже когда мини-лоты закончатся, такие покупатели продолжат приобретать объекты, проходящие по нижней планке, – рассуждает Александр Симаков. – Даже с учётом изменившихся требований по ипотеке эти квартиры будут самыми востребованными в комфорт-классе, несмотря на увеличение размеров платежей».
«Регулирующие параметры застройки изменения, внесенные в муниципальное законодательство, фактически ставят крест на студиях, – уверен Владимир Щекин, основатель Группы Родина. – Уже в среднесрочной перспективе этот тип планировок исчезнет с московского рынка. Фокус спроса сместится на полноценные однокомнатные квартиры площадью 32-33 кв. м. Будут востребованы и крупноформатные лоты с четырьмя-пятью комнатами (как с классическими, так и с евро-планировками), что обусловлено государственным курсом на поддержку многодетных семей. Скорее всего, для этой категории будут предусмотрены специальные льготы».
Максимальная практичность и функциональность – это то, что сегодня нужно покупателям жилья массового сегмента. «В ближайшее время в комфорт-классе будут пользоваться спросом планировки с четким зонированием помещений, а также удобное и эргономичное расположение комнат без длинных нефункциональных коридоров, – объясняет Роман Соколов, директор по продажам агентства Est-a-Tet. – В квартирах будут важны следующие характеристики: наличие мест для встроенных шкафов, увеличенное остекление (в том числе угловое остекление), удобное расположение основных и гостевых санузлов в многокомнатных квартирах, наличие лоджий и балконов».
На данный момент в Москве и Новой Москве все больше проектов комфорт-класса имеют балконы, либо их несколько видоизмененный вид – французские балконы, подчеркивает г-н Соколов: «Учитывая тренд на компактные квартиры, такой прием позволяет сделать квартиру визуально более комфортной и зрительно увеличить пространство. Кроме того, благодаря балкону у покупателей появляются дополнительное места для систем хранения».
Покупатели, которые могут позволить себе большие по площади квартиры, сегодня выбирают лоты, которые дают ощущение уединения и тишины.
«Все большую популярность набирают квартиры с мастер-спальней, чтобы таким образом изолироваться от лишнего шума, а также добавить пространству еще больше камерности. В некоторых случаях клиенты выбирают вариант двухуровневой квартиры – ее преимущества в функциональном зонировании и комфортном уровне освещенности, – отмечает Денис Коноваленко, управляющий партнер Прайм Лайф. – В целом же главными критериями выбора новостройки становятся не только функциональные планировочные решения, но и качественное благоустройство всего жилого комплекса, наличие социальной и коммерческой инфраструктуры, использование инновационных технологий, а также безопасная среда».
Эксперты сходятся во мнении, что ключевые факторы, влияющие на выбор покупателя, остаются прежними – это цена, местоположение объекта и репутация застройщика.
Однако в последние годы люди стали больше внимания обращать на качество благоустройства и социальную инфраструктуру района, отмечает Александр Симаков: «Остальные характеристики, такие как планировка и отделка фасадов, со временем становятся стандартизированными и играют менее важную роль в принятии решений покупателями».
«По большому счету, в этом «потребительском формуляре» не так уж много пунктов, – поясняет Владимир Щекин, – адекватный ценник, удобные планировки, детский сад, близость метро, хотя бы небольшая зеленая зона рядом или внутри. Если они все заполнены, застройщик может быть вполне спокоен за перспективы своего проекта».
Эксперты единодушны – с развитием строительных технологий и ростом запросов потребителей новостройки во всех классах стали заметно более качественными, комфортными и индивидуальными.
«В проектах комфорт-класса в первую очередь покупатели обращают внимание на такие характеристики как «двор без машин», качественные детские площадки, формирование собственной социальной и коммерческой инфраструктуры для жителей, – рассказывает Роман Соколов. – Основной запрос потребителей кроме технических характеристик самого жилого комплекса – удобная и полноценная инфраструктура, которая будет покрывать все повседневные нужды. Также важным фактором является строительство образовательных учреждений в составе проекта. Помимо этого, покупатели обращают внимание и на визуальную составляющую проекта – дизайн корпусов и внутренних дворов».