В июне мэр Москвы Сергей Собянин в рамках официального визита посетил столицу Китайской Народной Республики. Вместе со своим китайским коллегой мэром Пекина Инь Юном Сергей Собянин обсудили обширную программу сотрудничества, которая затрагивает широкий спектр задач: от градостроительства, экономического развития и внедрения новых технологий до здравоохранения, образования, туризма и экологии.

Итогом этого официального визита стало подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и Народным правительством Пекина на 2024-2026 годы. О том, что это может значить для столичного строительного бизнеса — рассказывает Владислав Преображенский, исполнительный̆ директор Клуба инвесторов Москвы.

Соглашение о сотрудничестве между столицами России и Китая имеет многоуровневую структуру. Цель — наращивание стратегического сотрудничества между странами, являющимися основными элементами конкурирующей структуры с альянсом западных стран.

Москва и Пекин, являясь огромными мегаполисами, имеют схожие проблемы — автомобильные пробки на дорогах, загазованность воздуха, чрезмерно большая плотность населения в центральных районах, заоблачные цены на недвижимость, большая нагрузка на природные ресурсы, инженерные сети и коммуникации.

Фокусируясь, в частности, на сотрудничестве столиц в области строительства, следует отметить, что Москва находится в стадии ускоренного развития и перехода на новый технологический этап своих производств. Организация городского пространства и дальнейших направлений развития, в частности совершенствования собственного мастер-плана, требует изучения передового мирового опыта развития крупных столичных городов и регионов.

Китай в целом, и Пекин в частности, как раз и являются отличным примером реорганизации производственных и городских программ в кратчайшие сроки. Китайские партнеры активно помогают Москве в развитии инфраструктуры, особенно в строительстве метро. С прошлого года запущен совместный проект UrbanTransportData - международная аналитическая платформа для сбора и анализа транспортных показателей крупнейших мегаполисов.

Отечественная промышленность и особенно московская во многом ориентируется на успешную и эффективную производственную базу наших восточных соседей. В условиях, когда отечественная промышленность не может обеспечить полный цикл производства как оборудования, так и комплектующих, а рынки западных стран для нас практически закрыты, необходимо всецело использовать доступный потенциал нашего стратегического партнера.

В частности, для строительной отрасли это использование строительной техники, оборудования и материалов, которые поставляются из Китая. Это применение передовых технологий в области строительства, освоенных нашими китайскими коллегами и т.д. А в дальнейшем — это создание ряда необходимых производств на территории России и в том числе в Москве. Поскольку развитие производств является долгосрочным процессом, то во многом и достаточно продолжительное время предстоит опираться на производственную базу Китая.

Не стоит забывать, что в стратегическом взаимодействии находится и вопрос культурного и туристического обмена. В определённой степени необходимо в планы развития внести такие элементы, которые будут эти обмены укреплять и расширять для достижения наибольшего экономического эффекта. Немаловажная роль в этом процессе отводится строительной отрасли, так как ей и предстоит решать вопросы создания необходимой инфраструктуры.

В целом данное сотрудничество будет взаимно укреплять экономику обеих стран и позволит перенимать передовой опыт и обмениваться взаимовыгодными контрактами. В Китае доля строительной отрасли в ВВП составляет 30%, в то время как в России пока около 10%. Увеличение роли строительной отрасли в экономике столицы и страны будет зависеть и от успешности сотрудничества между Пекином и Москвой.