Эксперты «СтроимПросто» продолжают обсуждать первые итоги глобальной кампании по импортозамещению в IT и созданию независимой цифровой инфраструктуры в строительстве, коммерческой и жилой недвижимости, архитектуре и смежных сегментах.

По данным аналитиков BuildDocs (Amethyst Group), к середине 2022 года использование иностранных решений в строительстве занимало большую долю — 56%. Конечно, полное импортозамещение не может произойти быстро, и для этого потребуется около пяти лет, считает Мария Томчук, директор по развитию бизнеса и маркетингу «СОДИС Лаб». Сдерживающим фактором для активного внедрения российских систем остаются различия в интерфейсах.

«В то время как функциональность приближается к мировым стандартам, интерфейс российских систем существенно отличается и друг от друга, и от зарубежных аналогов, - поясняет она. - Самым сложным стало замещение в части систем для проектирования, САПР, но фактически они заменяются российскими аналогами, которые позволяют достаточно быстро импортировать данные из одной системы в другую. Застройщики активно прорабатывают замещение иностранных систем, однако это происходит достаточно медленно ввиду широкого их использования и уже отлаженной ИТ-архитектуры».

Марина Толстошеева, эксперт в области управления недвижимостью и развития бизнеса, соглашается: покадалеко невсе игроки готовы использовать российское ПО, и иностранные решения в отдельных сегментах используют до 70 % игроков.

Важно отметить, что российские ИТ-решения начали активное развитие задолго до начала кампании повсеместного импортозамещения, подчёркивает Мария Томчук. «После ухода зарубежных вендоров с российского рынка отечественный софт быстро заменил иностранный, поскольку их возможности и функциональность были схожи, и сейчас отечественные разработки продолжают совершенствоваться, - напоминает она. – И крупные застройщики, перешедшие на российские системы, отмечают, что основная функциональность российских аналогов уже соответствует мировым лидерам».

Ключевым фактором для активного внедрения российских систем и практически невозможности возврата к зарубежным остаётся активная поддержка государства, убеждена Мария Томчук.

Основные государственные органы, участвующие в строительных процессах (Стройнадзор, Росреестр, Росэкспертиза и т.д.), уже используют российское ПО, и требуют того же от строительных организаций, которые с ними взаимодействуют. Примером может служить внедрение информационной системы управления проектами (ИСУП), интеграция с которой возможна только при использовании российского ПО, перечисляет эксперт. «Мы сами ещё около двух лет назад приняли решение о том, что необходимо по возможности «импортозамещаться», - рассказывает Алексей Борисюк, управляющий директор Becar FM. - Разумеется, некоторые системы прямо сейчас невозможно заменить. Например, браузеры, текстовые редакторы, операционные системы на компьютерах. Но вот что касается управления – вполне, и в итоге мы работаем на собственной IT-платформе Kaizen. Правда, и здесь некоторые смежные системы, например, модуль BMS, перестали поддерживаться иностранными правообладателями; решили разработать собственный модуль BMS (Building management system), интегрированный с Kaizen. Аналогичного решения у конкурентов не существует».

По оценкам Национального центра развития искусственного интеллекта (НЦРИИ), около 28% строительных организаций уже используют в своей работе продукты на основе искусственного интеллекта, и еще 51% организаций планирует использовать ИИ. Однако в среднем использование ИИ в строительстве пока ниже, чем в других сферах, подчёркивает Мария Томчук.

В начале 2023 года Минстрой России прогнозировал, что «прирост в строительной области за счёт использования решений на основе искусственного интеллекта (ИИ) может достигнуть 2,5% внутреннего валового продукта в год». Это обусловлено тем, что строительство является консервативной отраслью с недостаточно высоким уровнем цифровизации в целом, поясняет г-жа Томчук. Разработчики начинают активно внедрять в свои продукты искусственный интеллект, однако для строительных организаций это не является основным фактором принятия решений при выборе ПО, указывает она.

В итоге основным запросом рынка остаётся создание единой сквозной информационной среды для всех участников строительных процессов.

Именно выстроенная единая среда хранения и обмена информацией сможет в дальнейшем стать базой для автоматизации процессов с применением искусственного интеллекта, убеждена Мария Томчук.

Фактический опыт применения искусственного интеллекта показывает, что он позволяет эффективно управлять как человеческими, так и материальными ресурсами, координировать графики работ, отслеживать изменения в процессах, связывать задачи и выполнять их по заданным условиям, перечисляет она. И систематизация информации играет ключевую роль в этом процессе.

«В управлении строительством ИИ используется для мониторинга и анализа данных, что позволяет более эффективно управлять процессами, - делится Сергей Карлисон, главный архитектор, проектная мастерская ITEM. - Так, «Группа ЛСР» внедрила ИИ для контроля за качеством строительства и управлением ресурсами. Система анализирует данные с сенсоров и дронов и идентифицирует потенциальные проблемы, такие как дефекты в конструкции или нарушения сроков. Это позволяет оперативно реагировать на проблемы и минимизировать задержки, что в итоге ведет к снижению затрат».

Что касается внедрения искусственного интеллекта в проектирование, то процессы с участием ИИ применяются пока лишь для самых базовых операций фильтрации информации, рассказывает Анастасия Семенченко, партнёр проектного бюро «МК 3».

Крупные игроки рынка активно инвестируют в разработку и внедрение собственных ИИ-решений, плотно сотрудничая с ведущими российскими центрами компетенций, соглашается Валерия Блюкова, CEO «Домиленд» – IT-платформы для девелоперов и управляющих компаний. Эксперт говорит о светлом будущем ИИ как в строительной отрасли, так и в смежных сегментах, однако пока широкомасштабная интеграция искусственного интеллекта ограничена техническими и организационными барьерами.

По оценкам Марины Толстошеевой, в России только 3% строительных компаний используют технологии искусственного интеллекта.

  • ГК ПИК благодаря внедрению AI-системы мониторинга труда повысила производительность строителей на 20%.
  • ГК «Самолет» разработала проект, который с помощью AI рассчитывает объемы работы, прогнозирует их сроки. Благодаря внедрению данного AI-решения производительность труда повысилась на 40%.
  • Российская компания Pragmacore, в свою очередь, разработала платформу с алгоритмами машинного обучения, определяющую фронт работ с оценкой сроков реализации проектов. По утверждениям компании затраты на строительство объекта сократились в среднем на 7%.

«В «Домиленд» мы видим большие возможности развития платформы с помощью внедрения ИИ, и уже начали двигаться в этом направлении, - делится Валерия Блюкова. - Во-первых, ИИ может применяться для того, чтобы помочь УК генерировать автоматические ответы на заявки жителей. Во-вторых, в качестве помощи в конкретном разделе платформы по теме. В-третьих, как помощь пользователям платформы, предоставляя автоматизированные мгновенные ответы по ее работе. Обучение нейросети будет происходить на основе FAQ и документации продукта. И, наконец, для персонализации рекомендаций товаров и услуг на «Маркетплейсе» для каждого клиента с возможностью использования интерактивного помощника, который будет в диалоговом режиме помогать находить и выбирать услуги, основываясь на потребностях, и создавать персональные выборки. Под реализацией здесь предполагается разработка алгоритма для машинного обучения и обработки естественного языка (NLP) для анализа текстов описаний товаров/услуг с автоматической генерации тегов».

Генеративный искусственный интеллект, в том числе, на основе отечественного ПО уже очень давно и активно применяется при подготовке документов: договоров, доверенностей и т.п. локальных нормативных актов организации, перечисляет эксперт. Как правило, это все более или менее типовые документы на основе существенных условий, скажем, устанавливаемых Гражданским Кодексом РФ. «Подобные разработки далеко не на уровне стартапов, - продолжает Валерия Блюкова. - В нашем пуле заказчиков много строительных компаний, активно использующих Doczilla AI, например, при подготовке договоров ДДУ и других договоров, и приложений к договорам. ИИ не просто помогает готовить документы, инструмент помогает юристу не ошибиться, не пропустить по тексту существенно важные обстоятельства, которые далее могут негативно повлиять на исполнение договора, или вообще разбить его в судебных разбирательствах. Именно для рутинных процедур в документационном менеджменте только и имеет смысл использовать помощника как искусственный интеллект. Глаз ведь замыливается, как правило, уже на десятом документе, а в течение рабочего дня необходимо на некоторых процедурах подготовить и сто, и тысячу. Однако для полномасштабного внедрения искусственного интеллекта в управление ресурсами требуются дальнейшее развитие технологий, создание надежной цифровой инфраструктуры и повышение цифровой квалификации персонала».

Если говорить об управляющих компаниях, то фасилити-операторы, например, достигли определенного цифрового суверенитета достаточно давно, поддерживает Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management. В первую очередь, это касается IT-решений, которые предназначены для управления клиентскими взаимоотношениями, технической эксплуатацией, создания и отслеживания заявок, контроля персонала, контроля качества, документооборота, учета складских запасов, перечисляет эксперт.

«Эти IT-продукты компании чаще всего кастомизируют под специфику объектов и внутренние бизнес-процессы, опираясь на ту или иную базовую платформу, среди которых были распространены как западные, так и отечественные продукты, - поясняет он. - Например, это могут быть решения на базе 1С. Часть игроков перешла на российские ПО даже задолго до пандемии. К примеру, наша компания с 2012 г. использует собственное решение для управления техэксплуатацией — «FM-онлайн». Но есть случаи, когда фасилити-операторы продолжают использовать иностранные разработки. Компании пытаются обслуживать их самостоятельно или привлекают специалистов, имеющих опыт работы с западным ПО».

Далеко не всегда, не всё и не везде пока можно заменить, соглашается Борис Мезенцев с другими собеседниками «СтроимПросто».

  • Первый случай — если нужны IT-решения для отслеживания различных технических параметров инженерных сетей.
    «На объектах, где до 2022 г. стояли импортные BMS, и сейчас используются системы Siemens, Honeywell и других иностранных производителей, - делится г-н Мезенцев. - Российские аналоги существуют, например, под брендом «Болид», но они пока не приобрели столь широкую популярность, как западные.
  • Второй случай — использование разных типов IT-систем не крупными игроками, которые до событий последних лет внедряли цифровизацию, но сейчас не располагают ресурсами для разработки собственного ПО или перехода на новые, российские, цифровые решения.
  • Последний вариант, несмотря на кажущуюся доступность, требует немалых средств: нужно найти поставщика, у которого продукт отлажен, удобен в использовании, не требует серьезной адаптации под задачи компании. В противном случае внедрение «сырых» приложений будет априори тормозить рабочие процессы. Совсем небольшие компании и до 2022 г. не располагали средствами для масштабного внедрения корпоративных IT-систем и значительную часть процессов обрабатывали «по-старинке» — вручную. Поэтому для них вопрос перехода на отечественное ПО в принципе не стоит».

Переходный период с параллельным использованием двух ПО и конвертации из иностранного в российское будет продолжаться еще довольно длительное время, прогнозирует Марина Толстошеева.

Евгений Иванов