Инновационные цифровые сервисы в многоквартирных домах уже перестали быть редкостью, и многие застройщики активно встраивают такие системы в свои ЖК. Но как воспринимают их сами жители и влияет ли наличие таких сервисов на предпочтения конечного потребителя? Какие элементы «умного дома» действительно вызывают интерес у покупателей и за что они готовы платить — своими наблюдениями с нами поделился Сергей Смирнов, эксперт рынка недвижимости, основатель агентства Vysotsky Estate, видеоблогер и автор YouTube-канала «Сергей Смирнов про инвестиции и недвижимость».
Нужно признать, что покупатели постепенно все больше начинают интересоваться дополнительными возможностями, которые появляются благодаря высокотехнологичным устройствам в многоквартирных домах. И если еще несколько лет назад клиенты отмахивались от всех этих цифровых «наворотов», как от чего-то ненужного и неважного, то сейчас люди все чаще обращают внимание на элементы «умного дома».
И, конечно, большинство покупателей в первую очередь уделяют внимание оплате коммунальных услуг в своей будущей квартире. Поэтому чем качественнее и прозрачнее система расчета «коммуналки», тем выше привлекательность и ценность такого ЖК в глазах клиента. И если застройщики грамотно презентуют свои цифровые решения управления тарифами и платежами через приложение потенциальным покупателям — конверсия в сделки существенно возрастает.
Если территория жилого комплекса охраняемая, то, конечно, покупателей интересуют различные онлайн-системы управления допуском на территорию. Особенно удобно, когда им не нужно носить с собой ключи от домофона, а можно открыть калитку или паркинг набором определенного номера телефона или через приложение в смартфоне.
У нас в практике есть работа с застройщиком из Казани, который установил в своем жилом комплексе цифровые замки на все входные в квартиры двери, с функциями входа по отпечатку пальцев и с возможностью удаленного доступа через облачный сервис. К примеру, пришла домработница, ты видишь через видеокамеру, что она у двери, и удалённо с работы ей открываешь. Или, например, если ваш ребенок забыл ключи от дома, то может войти по отпечатку пальца. Эта функция привлекла интерес многих потенциальных покупателей и вызвала у клиентов живой отклик.
Как показывает практика, важны для потребителей, а особенно для управляющих компаний, различные системы энергоэффективности: управление светодиодным освещением МОПов и паркинга, подвеской фасада, двора. Датчики, с помощью которых можно видеть через систему цифрового двойника протечку или сломанный входной замок в подъезд. Все эти технологии снижают риск аварийных ситуаций и экономят средства на энергоресурсы.
Особенно ценится у покупателей сегодня «невидимая» охрана. Кому-то нравится консьерж, который постоянно сидит на входе, а кого-то это порядком раздражает. Решение, когда охрана дома осуществляется с помощью камер слежения и умные системы видеонаблюдения, которые запоминают номера всех въехавших на подземный паркинг машин, хранят «логи» всех входивших людей на территорию, очень удобно жильцам. При этом самого охранника они не видят ежедневно. То есть из их жизни исчезает этот лишний персонаж — «сторож у калитки» или «охранник шлагбаума».
И еще важным моментом для покупателей сейчас становятся зарядки для электромобилей — это вызвано ростом количества электромобилей в городах. Жители хотят больше быстрых зарядок для своих электромобилей, и этот новый тренд тоже стоит учитывать.